Вспомните, как загораются у малышей глаза, когда вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Игра для детей - это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие внимания.
Игры, разработанные для детей дошкольного возраста с проблемами в речевом развитии, можно проводить на участке детского сада или на спортивной площадке.
Предлагаемые игры помогут логопедам и воспитателям закрепить изученный материал, а также повысить эмоциональный настрой детей, создать благоприятную установку на дальнейшее обучение.
Свободное общение в играх позволит детям с речевыми нарушениями совершенствовать и закреплять навыки, полученные в процессе образовательной деятельности.
Гуляя, остановитесь возле клумбы, полюбуйтесь цветами, растущими на ней, окружающими вас деревьями, домами, обратите внимание на небо, подберите эпитеты к нему. Предложите своим маленьким спутникам обратить внимание, например, на птицу и рассказать о ней как можно больше интересного: какие у неё перья, какой формы у неё хвост, голова, какой у неё характер, что ей нравится есть и т.д. Так вы побуждаете малыша называть самые интересные признаки предметов, помогая этим развитию связной речи. В дальнейшем передайте инициативу в выборе описываемого предмета или явления ребёнку.
«Кто самый внимательный»
Цель. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Услышав заданный звук в слове, произнесенным педагогом, дети подают сигнал – хлопают в ладоши, рисуют на асфальте мелками определенного цвета квадратики или кружочки.
«Звенит – жужжит»
Цель. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Называются слова со звуками (З) или (Ж). Если дети услышат звук (З) в словах, дети говорят «звенит», а если звук (Ж), дети говорят «жужжит».
«Наоборот»
Цель. Развитие фонематического восприятия.
Педагог произносит слог или звук, ребенок произносит слог или звук с оппозиционным звуком (с – ш).
« Найди звук в слове»
Цель. Развитие фонематического восприятия.
Потребуются цветные мелки для рисования. На асфальте рисуются домики для звуков. Произносится слово с заданным звуком. Определяется местоположение звука в слове: в начале, в середине или в конце Вопрос: «В каком домике живет звук?» Рисуется окошечко в определенном домике, определенного цвета.
«Живые звуки»
Цель. Развитие фонематического восприятия.
Педагог выбирает из детей «живые звуки», дает им соответствующие карточки (синего, зеленого, красного цвета). Дети договариваются, каким звуков будет каждый, затем педагог просит детей составить из звуков определенное слово. Дети, у которых оказались данные звуки, выстраиваются в нужном порядке, составляя слово.
«Деформированные предложения»
Цель. Формирование грамматических категорий.
Детям предлагаются вразнобой слова.
Например: парк, дети, гулять.
плавать, рыбка, аквариум.
Педагог просит детей составить предложение. Затем можно зарисовать получившиеся предложения на асфальте мелками.
«Найди свой дом».
Цель. Закреплять знания о домашних и диких животных. Активизировать словарь (глаголы, прилагательные). Развивать мелкую моторику рук.
На асфальт нанесены символические изображения елки и дома.
Педагог предлагает вспомнить домашних и диких животных, рассказать, где они живут, какую пользу приносят. Сообщает, что животные не могут найти свой дом, и предлагает нарисовать диких животных в лесу – в деревне (под символом «дом»).
Выставляется наборное полотно картинки с изображением частей тела животных и задает вопрос: «Чьи части тела вы узнали?» (При ответе дети используют притяжательные прилагательные: лисий хвост, медвежье ухо, коровье копыто и т. д.)
«Один – много».
Цель. Упражнять в образовании имен существительных родительного падежа множественного числа. Развивать мелкую моторику рук.
(Потребуется наборное полотно)
Педагог выставляет на наборное полотно картинки с изображением фруктов (одного или нескольких). Предлагает назвать, каких фруктов много (апельсинов, яблок, лимонов, мандаринов), и нарисовать их на асфальте.
«Повтори штриховку».
Цель. Закреплять знание геометрических фигур. Развивать навыки пространственной ориентировки, мелкую моторику рук.
Детям раздают заштрихованные геометрические фигуры. Такие же фигуры, но не заштрихованные изображены на асфальте.
Педагог описывает геометрическую фигуру. Ребенок, имеющий такую же фигуру подходит к такой же, нарисованной на асфальте и, заштриховывает ее.
«Кроссворды».
Цель. Закреплять навыки выделения звука в слове, соотнесения звука с буквой. Развивать воображение, память, мелкую моторику рук. Навыки пространственной ориентировки.
Педагог выставляет на наборном полотне кроссворды и предметные картинки – ответы. Так же кроссворды начерчены на асфальте.
Первый кроссворд
1. Домик, сделанный из веток и соломы.
(Шалаш)
2. Высокое болотное растение.
(Камыш)
3. Маленькое серое животное с длинным хвостом.
(Мышка)
Второй кроссворд
1. Предмет, из которого пьют чай.
(Чашка).
2. Предприятие, выпускающее машины.
(Завод).
3. Что зеленеет весной на газонах?
(Трава).
Третий кроссворд
1. Кто всех будит по утрам?
(Петух).
2. В сосне дупло,
В дупле, тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
(Белка).
3. Как называется помещение, где мама готовит обед?
(Кухня).
«Составь слово из слогов».
Цель. Закреплять умение считать слоги в словах, составлять слова из слогов.
Педагог раздает детям слоги, напечатанные на карточках разного цвета. На асфальте изображены схемы слогов для слогового анализа. По команде педагога к первой схеме подходят дети с розовыми карточками, выкладывают слово, читают его и прохлопывают слоги
Аналогично выполняют задание дети с карточками другого цвета. (Вода, пила, река, роза, кино.)
«Отгадай слово».
Цель. Закреплять навыки выделения звуков в словах. Упражнять в звуко – буквенном анализе слов. Развивать воображение, память, мелкую моторику рук.
Дети отгадывают загадки. Находят на асфальте звуковые схемы слов отгадок и печатают под схемами буквы.
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло.
(Сова).
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделиться медком.
(Пчела).
На узенькой дорожке
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
(Улитка).
На странице букваря
Тридцать три богатыря
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы).
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
(Собака).
Придя в детский сад, вспомните, а потом по очереди расскажите друг другу о том, что видели и что делали на прогулке. Постарайтесь припомнить как можно больше деталей. И так до тех пор, пока ничего нового к сказанному добавить не сможете.
Если вы с детьми были на экскурсии, предложите им составить репортаж о вашем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки. Дайте дошкольнику возможность самому, без наводящих вопросов выбрать, о чём рассказывать. Понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что оказалось интересным, важным. Если начнёт фантазировать, не останавливайте. Речь дошкольников развивается независимо от того, какие события реальные или вымышленные, им воспроизводятся.
Обязательно старайтесь вести с детьми содержательные диалоги. Исследования показывают, что если речь взрослого наполнена языковыми оборотами и деталями, то дети тоже стараются в ответ построить более сложные предложения. Желаю вам увлекательных прогулок.
Консультация для родителей
«Играем в речевые игры на кухне».
Под речевыми играми в этой статье имеются ввиду самые разнообразные задания и упражнения, прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков. И где же, как не на кухне, заниматься развитием речи, ведь именно здесь мы проводим значительную часть времени. Да и различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.
Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами. Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, делать аппликации крупой на пластилине или клее, искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т.д. Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков.
Но логопедические игры на кухне – это не только повод «нейтрализовать» ребенка, пока мама занимается своими важными делами вроде приготовления обеда или мытья посуды.
Кухня – подходящее место и для развития звуковосприятия. Размешайте сахар в чашке, хлопните крышкой по кастрюле, потрите на терке сырую морковку, пошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т.д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза или отвернувшись, что может издавать эти звуки.
Ребенку, который уже умеет говорить, предложите поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем готовить пирожки, печень и картофельное пюре, во вторник — ватрушки или вареники, суп с вермишелью; в среду – сырники, рассольник и спагетти и т.д. Заодно и дни недели выучите.
Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги: Куда мы положим сыр? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа… А еще поиграйте так. Ну-ка, кто больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли), сладкий, большой, тяжелый, экзотический… А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…
Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин, в названии блюд должен быть, например, звук «С» (например: сыр, салат, соус, суп, морс, сок…).
Предложите ребенку убрать, или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] (чайник, чашки), [Л] (ложки, вилки, тарелки…).
Интересны и полезны игры на развитие памяти.
Что пропало? Положите на кухонный стол три предмета (например, кружку, ложку, салфетку). Пусть ребенок посмотрит и назовет каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Постепенно увеличивайте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.
Продолжи ряд. Взрослый выкладывает перед ребенком ряд овощей (картошка, морковка, лук, свекла). Ребенок самостоятельно продолжает выстраивание ряда, соблюдая предложенное чередование.
Играйте с ребенком в игры на логическое мышление.
Таймер. Почти на каждой кухне есть таймер (или микроволновка с таймером). Каждый раз, устанавливая время на таймере, объявляйте вслух «1 минута», «5 минут». А когда таймер просигналит, еще раз напомните малышу о том, сколько времени прошло. Регулярные занятия с таймером развивают чувство времени. Кроме того, таймер можно использовать в качестве «звонка на переменку». Например, вы занимаетесь приготовлением пищи, а ребенок просит вас почитать книжку. Поставьте таймер на несколько минут и объясните ребенку, что обязательно почитаете, когда для вас прозвенит «звонок на переменку». Не забудьте выполнить обещание!
Надеюсь, вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне, да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.
Подготовила:
Елена Анатольевна Мельникова,
учитель дефектолог,1 квалификационной категории
раскрыть » / « свернуть