Направление: интеллектуально-речевое развитие
Руководитель: Мельникова Елена Анатольевна
Образование: высшее
Стаж: свыше 15 лет
Квалификационная категория: первая
Стоимость занятия: 55 руб/мес
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.
Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через память психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. В норме речь ребёнка формируется к 5-ти годам. Но иногда дети испытывают трудности в овладении речью. С такими ребятами требуется углубленная, целенаправленная работа по её развитию. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Самым трудным в развитии речи ребенка дошкольного возраста является развитие умения описывать картину, составлять рассказ по серии картин, составлять творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.
На занятиях интеллектуально-речевой группы по интересам «Речевичок» с помощью различных игр и упражнений ведётся работа по развитию лексико-грамматической стороны речи, обогащению словарного запаса детей, совершенствуется просодическая сторона речи (темп, ритм, мелодика, внятность, тембр речи), интонационная сторона речи, развивается связная (монологическая и диалогическая) речь.
М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому внимание уделяется развитию как мелкой моторики, так и общей моторики в целом.
Занятия интеллектуально-речевой группы по интересам «Речевичок» - это комплексные занятие по развитию речи детей, опирающееся на связь музыки, слова и движения. Ребята учатся правильно дышать, ходить, отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки, разучивают стихи с движениями, песни и танцы.
В ходе занятий используются игры и упражнения включающие в себя логические, лингвистические, коммуникативные и другие аспекты языкового общения. Это своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова, формирует у детей дошкольного возраста словесно-логическое мышление.
Развитие словесно-логического мышления – это основная цель функционирования интеллектуально-речевой деятельности дополнительной образовательной услуги. Так как недоразвитие словесно-логического мышления приводит к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления. Нарушение данного вида мышления препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.
Ожидаемый результат
Конечной целью работы «Речевичка» является овладение детьми приёмами мыслительной деятельности, приобретением способности действовать «в уме» и анализировать процессы собственных рассуждений; формирование таких операций как анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификация. То есть развитие у детей словесно-логического мышления.
раскрыть » / « свернуть